Познавательная способность малыша после года растет с каждым днем. Малыш начинает ходить и это открывает широкие возможности для исследования окружающего пространства. Продолжают развиваться моторика, слух, координация движений и речь. Какими же детскими игрушками мы можем помочь ему в развитии и разнообразить игры малыша.
Интересные детские игрушки
1. Это игрушки без механизмов, электроники, звуковых и световых эффектов. Они приводятся в действие исключительно благодаря усилиям ребенка. Их не нужно включать, заводить. 2. Очень важно качество исполнения детских игрушек, потому что от точности соединения деталей зависит движение игрушки. 3. Чаще всего это детские игрушки из натуральных материалов: дерево, текстиль, камень.
Куклы и мягкие игрушки
1. Важно, чтобы образные мягкие игрушки были реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных мягких игрушек — образ куклы, медведя, зайца или собачки должен быть узнаваемым, но обобщенным. 2. Тряпичные — гибкие куклы (высота — 30 — 40см). Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ногами. Главное условие для таких кукол, чтобы, благодаря мягкому корпусу, кукла могла принимать различные позы, передающие движения и эмоции. Следует также обратить внимание на материал наполнителя. Игрушка с натуральным наполнением из шерсти, песка или крупы дополнительно развивает сенсорику малыша. 3. Кукла с набором одежды. Основное предназначение этой детской игрушки — игры в воде. Кукла должна быть не слишком большой, чтобы ребенку было удобно с ней манипулировать. На кукле должна быть одежда с самой простой застежкой, вроде липучки или большой пуговицы, и обувь, которую малыш сможет надеть на него сам. 4. Маленькие «пупсики» в разных позах. Благодаря своему крошечному размеру и устойчивым позам они идеально подходят для самых простых сюжетных игр. Они влезут практически в любую машинку, легко поместятся в домик из кубиков, их можно купать и пеленать. 5. Маленькие пластиковые фигурки животных пригодятся для игр «на суше и в воде». С ними ребенок сможет освоить первые сказочные сюжеты. Они должны быть узнаваемыми и максимально реалистичными, ведь с их помощью малыш учится различать животных, узнает об их характерах и привычках. 6. Мягкие игрушки, изображающие животных также должны быть максимально приближены к настоящим. С ними можно разыгрывать те же сюжеты что и с куклами — кормить их, укладывать спать, возить на прогулку, а можно использовать их по «прямому» назначению, например, для игр в ферму, зоопарк и т.д.
Игрушки для игр в ванне
Во время купания показывайте ребенку, как наполнять различные емкости, как плавают легкие и тонут тяжелые предметы.
Игрушки для игр с песком
Игры с песком развивают тактильную чувствительность, познавательные и творческие способности. Научите малыша печь куличики, просеивать песок сквозь пальцы и т. д. Вы можете насыпать немного песка в тазик, чтобы ребенок играл дома под вашим присмотром.
Вкладыши
1. Для детей этого возраста подойдут наборы, состоящие из 5-6 элементов 2. Вкладыши могут быть выполнены из различных материалов (пластмассовые, деревянные, картонные). Главное, чтобы ребенку было удобно работать с ними (вынимать и вкладывать, открывать и закрывать). 3. Проверьте, легко ли стаканчики вкладываются друг в друга, удобно ли их доставать. Матрешка должна открываться без усилий. Отверстия в коробке форм должны четко соответствовать вкладываемому предмету. 4. Хорошо, если действие по вкладыванию предметов различной формы, будет включено в какой-либо сюжет, например такие, где предметные картинки являются частью большой сюжетной картины. 5. Матрешки-сказки также будут очень интересны ребенку. Он сможет не только собирать и разбирать матрешку, но и разыгрывать сказку
Игры со шнуровкой
Способствуют навыку самостоятельной игры ребенка, развитию усидчивости, зрительного внимания, цветовосприятия, мелкой ручной моторики, совершенствуют координацию системы "глаз-рука", слаженные движения обеих рук. Выбирайте наборы с крупными деталями.
Пирамидки
1. Для детей от 1,5 лет подойдут пирамидки с устойчивым основанием в виде конуса. 2. Нанизываемые фигурки могут быть разные по диаметру в количестве от 5 до 7. Важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия и они легко надевались на штырек. 3. Хорошо, если в пирамидке будут присутствовать элементы образных игрушек (завершение не просто шариком, а головой животного). Интересны детям также будут пирамидки-сказки. 4. Пирамидки могут быть деревянными, пластиковыми, изготовленными из толстой резины или текстиля. Важно, чтобы материалы были качественными, не токсичными. 5. Желательно, чтобы пирамидки были различных форм и цветов.
Кубики и конструкторы
1. Малышу от года до 1,5 можно предложить несколько кубиков (от 3 до 5), лучше использовать звучащие кубики, сочетающие в себе свойства кубика и погремушки. Это могут быть мягко-набивные игрушки, обшитые тканью или специальным моющимся материалом. Также подойдут прорезиненные кубики, кубики из мягкого пластика, дерева. Важно, чтобы они были без острых углов. 2. С 1,5 лет количество кубиков можно увеличить до 6-8, также можно предложить первый конструктор. Необходимо, чтобы в конструктор входили детали разнообразной формы (конусы, пирамидки, бруски). Желательно, чтобы это был конструктор из дерева, т.к. деревянные детали более устойчивы. Детали конструктора могут быть натуральными или окрашенными. Кубики, не покрытые краской и лаком, лучше стимулируют развитие тактильных ощущений. 3. К двум годам можно предложить ребенку блочный конструктор из пластмассы, типа «лего». Детали должны быть крупные, но не очень большие, чтобы ребенку было легко удерживать их в одной руке. Важно, чтобы они без усилий, но надежно соединялись друг с другом и легко разъединялись. 4. К 3 годам ребенку будут интересны различные виды детских конструкторов с элементами экспериментирования (магнитные, динамические и т.д.)
Составные картинки
1. Для детей от 2 лет подойдут картинки, состоящие из 2-3 частей. С возрастом количество деталей должно увеличиваться. 2. Важно, чтобы изображение было простое и знакомое для малыша (чашка, домик, мышка и т.д.) Постепенно можно предлагать детям усложненные картинки (мишка с шариком, котенок с клубком). 3. Изготовлены картинки могут быть из дерева, картона, плотной бумаги и разрезаны по прямым линиям или различным контурам. Ребенку должно быть удобно вкладывать и вынимать детали.
Игрушки музыкальные инструменты
1. Следует помнить, что всевозможные электронные детские игрушки, где достаточно просто нажать кнопку для того, чтобы услышать мелодию (далеко не всегда в хорошем исполнении) не являются музыкальными инструментами. Музыкальная игрушка должна быть простой, без дополнительных механизмов и электроники. 2. Важно обратить внимание на качество исполнения и материалы, из которых изготовлена музыкальная игрушка, т.к. от этого зависит звучание инструмента. Игрушку должно быть приятно держать в руках, она должна быть прочной, чтобы все мелкие детали были надежно закреплены. 3. Лучше, если музыкальная игрушка будет изготовлена из качественных материалов, т.к. такой инструмент звучит более естественно. 4. Инструмент должен обладать приятным звучанием.
Наборы для творчества
Основное требование к детским игрушкам для творчества в этом возрасте — безопасность и соответствие моторным возможностям ребенка 1. Для рисования: — альбомная бумага: разных форматов, достаточно плотная, не идеально гладкая; — карандаши: основных цветов (6-8 шт.) лучше не длинные, трехгранные (для обучения правильному захвату); — краски: также основных цветов, в удобной упаковке, легко смываемые + толстые кисточки и стаканчики-непроливайки; — пальчиковые краски лучше выбирать те, которые рекомендованы для самых маленьких (от года до трех лет). Обычно они отличаются тем, что их можно есть, они нетоксичны и содержат безвредный горький пищевой компонент, имеют желеобразную текстуру + всевозможные губки, валики; — картинки для раскрашивания: с простым рисунком (уточка, грибок, яблочко) без мелких деталей, с жирным контуром. 2. Для аппликации: — цветная бумага: лучше двусторонняя всевозможных оттенков, но не слишком яркая и не очень плотная, чтобы ребенок мог самостоятельно ее мять и рвать + картон; — клей: нетоксичный, легко смываемый + цветной клей-карандаш; — безопасные ножницы: без острых краев, с защищенным лезвием, лучше полностью пластиковые. 3. Для лепки: — пластилин: лучше использовать только специальный, созданный на основе муки и натуральных красителей, он очень мягкий, не липнет к рукам и не пачкается. — ножички, стеки, формочки для моделирования: из качественного пластика, без острых краев. 4. Дополнительные материалы: — сыпучие: всевозможные крупы, макароны, песок; — природные: листья, шишки, каштаны, орехи, ветки и т.д.
Книжки и картинки
1. Могут быть изготовлены из различных материалов: картон, текстиль, поливинил, дерево. Главное, чтобы они были качественно выполнены. Странички должны быть достаточно плотные, чтобы ребенок мог без труда листать книгу сам. 2. Книжки-картонки для малышей от года должны быть толстые, с небольшими стихотворениями или короткими историями и сказками. С крупными, хорошо прорисованными цветными картинками. 3. Интересны будут малышам различные книжки с подвижными частями (с вращающимся кругом, задвижки). Необходимо проследить, чтобы все эти части были надежно закреплены в книжке. 4. Для игры в ванной подойдут поливиниловые книжки с набором картинок. Которые в воде меняют цвет, исчезают или проявляются. 5. Выбирая наборы картинок, следует придерживаться тех же рекомендаций, что и при выборе книг. Главное, чтобы изображения на картинках были легкоузнаваемые.
Машинки
1. Игрушка должна обладать узнаваемым обликом, т.к. ребенок только начинает знакомиться с различными видами и типами транспорта. 2. Важно, чтобы игрушка обладала хорошими динамическими свойствами — была устойчивой, легко и ровно передвигалась. 3. Хорошо, если у машинки, грузовика или паровозика будут открываться дверки или багажник, а в кабине будет место, чтобы посадить туда «водителя». 4. В игре пригодится транспорт разных размеров — от совсем маленького, до достаточно крупного с вместительным багажником, в котором можно перевозить игрушки, кубики, песок и т.д.5. Материал, из которого изготовлена игрушка, может быть разным. Для улицы лучше всего подойдут пластиковые грузовики с вместительным кузовом, которые можно возить за веревочку, в ванной — резиновые кораблики, для игры дома — деревянные, металлические. Главное, чтобы модели не были очень крупными и тяжелыми. 6. Интересны также будут игрушки с несложными механизмами (инерционным, пружинным). Детям от 2х лет можно предложить простые радиоуправляемые модели. Машинки можно катать по наклонным поверхностям, возить за веревочку. Не забудьте, что в большие грузовые машины можно нагружать кубики, затем строить из них гараж.
Игрушки для физического развития
1. Мячи, разнообразные по цвету, материалу, весу (легкие надувные и тяжелые цельнорезиновые), диаметру (но не слишком маленькие). Прыгающие, звенящие, пищащие, перекатывающиеся. Основное требование — изготовленные из качественных материалов, без запаха, не токсичные, прочные. 2. Каталки на веревочке. Игрушка должна быть устойчивой и легко без усилий передвигаться. Не слишком крупной. Возможно, с дополнительными звуковыми и световыми эффектами. Главное, чтобы их было не много и они не отвлекали ребенка. Веревочка не должна быть слишком длинной, Желательно, чтобы на конце было привязано колечко или шарик, так ребенку будет проще держать ее и тянуть за собой игрушку. 3. Каталки на палочке. Палка должна соответствовать росту ребенка. Желательно, чтобы заканчивалась удобной ручкой, так ребенку будет проще ее держать. Сама игрушка не должна быть слишком крупной и тяжелой. Важное качество — устойчивость и легкость передвижения. Для игры на улице лучше всего подойдет пластмассовая каталка, дома можно использовать деревянные, с текстильными элементами. Хорошо, если игрушка будет содержать сюрприз (во время движения начнут крутиться шарики, зверюшка будет вертеть головой и т.п.) 4. Тележка — каталка. Должна быть прочной, устойчивой, соответствовать росту и весу малыша. Может быть деревянной или пластиковой с металлическими элементами. Лучше, если колеса будут прорезинены, они не будут проскальзывать и это позволит катать игрушку по любым покрытиям. Тележка должна быть достаточно вместительной, но не громоздкой. 5. Большой конструктор. Должен быть прочным, не тяжелым, но при этом устойчивым. С разнообразными деталями (кубы, трапеции, арки...). 6. Каталка. Должна быть устойчивой, соответствовать росту и весу малыша, легкой в управлении, с удобным сидением. Возможно наличие звуковых и световых эффектов. 7. Игрушки с наклонными поверхностями (пластмассовые горки, дороги, автострады и др.). Такие игрушки развивают игровой и познавательный интерес, зрение. Малыши с удовольствием наблюдают, как машинки скатываются вниз по таким игрушкам.
Наборы для игр
Наборы детской мебели, посуды, игрушки, изображающие домашнюю утварь и бытовую технику. Такие детские игрушки нужны для того, чтобы ребенок начал имитировать действия взрослых. К концу второго года жизни малыш может показать, как мама готовит обед, гладит белье, говорит по телефону, как папа чинит машину. В такие игры нужно учить играть и мальчика и девочку, ведь именно так дети постигают «социальные» отношения. Электронные и интерактивные игрушки 1. Это могут быть различные игровые панели с клавишами и кнопочками или отдельные динамические игрушки. Необходимо обратить внимание на то, где и как расположены кнопки. Главное, чтобы нажимать их было легко, и игрушка при этом не двигалась. Механизм появления сюрприза должен быть надежным и лёгким для детской руки. 2. Игрушки быть привлекательными, качественными и прочными. Могут быть изготовлены из различных материалов: пластик, дерево, металл, текстиль. Важно проследить, чтобы не было острых углов и мелких плохо закрепленных деталей. 3. При выборе игрушки обращайте внимание на соответствие образа движению. Например, верхолазом может быть человеческая фигурка, медведь и т.д., но не крокодил или собака. Это важно, потому что дети раннего возраста еще только осваивают мир. Игрушки, как образцы этого мира должны помогать малышу, а не путать его. 4. Наличие момента неожиданности, непредсказуемости, сюрприза — важная характеристика этого вида игрушек. Очень важно, чтобы игрушка пробуждала у ребенка познавательный интерес, желание воспроизвести действие, разобраться в устройстве предмета. Это желание рождает познавательную мотивацию, которая и ведет за собой познавательное развитие. Важным качеством игрушек для экспериментирования является наглядность и яркая представленность движения, его очевидный эффект. 5. Большое значение имеет цветовая гамма мягких игрушек . Цвета должны быть не слишком яркими и не пестрыми. Обратите внимание на сочетание цветов в одной игрушке. Особенно это важно для юлы или волчка, т.к. во время движения все цвета сливаются в один. 6. Звучание игрушки должно быть приятным, не резким и не громким. |